Дизайн-студия "UA.Star"

Дизайн-студия "UA.Star"

Авангард дизайнерских решений. Орнамент в интерьере. Идеи. Решения. Дизайн.

Приложение о цветовой гамме

Приложение о цветовой гаммеМы не будем обсуждать вопросы цвета путем их шифрования, как это вынуждены были делать многие изобретательные исследователи, которые не могли иметь дело непосредственно с цветом. У нас, к счастью, есть возможность привести многочисленные цветовые примеры, которые, несмотря на зачастую неблагоприятное сопоставление, расскажут о себе глазам исследователей нагляднее и, мы полагаем, с большей пользой, чем любые физиологические комментарии.

Однако в наших росписях, найденных в Помпее.

мы встретились с системой такого значения, как по простоте примененных средств, так и по результату полученного эффекта, что мы сочли полезным привести теоретические выкладки, для того чтобы показать, насколько люди в древности обладали совершенными знаниями об источниках цвета и об их взаимоотношениях. Прежде всего мы отметим, что на расписанной стене Casa delle suonatrici искомый эффект состоит в придании рельефности сооружению, которое было специально расположено во впадине, которая была сделана воздушной, а этот двойной эффект был получек при помощи топов, нанесенных в полную силу, без теней, благодаря лишь качеству цветов.

Как мы увидим, ничто не может лучше передать точность и глубину техники греков в декоративной области. Голубой, небесный фон имеет повсюду одинаковую насыщенность; эффект ослабления фона, то есть большая насыщенность в верхней части и переход к более светлому тону в нижней части, что создаст эффект воздушности, является результатом продуманного опыта, находящегося в совершенном согласии с выводами современной физиологии относительно выступающих и прячущихся цветов.

Мы позаимствуем из замечательной книги д-ра Эрнеста Брюкке фрагмент из главы, посвященной этой теории выступающих и прячущихся цветов, которая будет нам полезна на протяжении всего нашего труда.

Глаз функционирует по принципу фотографической камеры.

Любой луч света, испускаемый четко видимым предметом, который проникает в этот орган, вновь сходится в одной точке на сетчатке.

Мы видим, что в зависимости оттого, находится ли сетчатка в точках F, Н или G, полученное изображение может быть четким или расплывчатым. Так образуется перевернутое изображение предмета.

Так же как следует менять расположение фотографической камеры в зависимости от удаленности предметов, если мы хотим сохранить четкость изображения, так же глаз требует специальной адаптации для каждого расстояния. Мы выполняем это действие путем сжатия мышцы, которая вызывает некоторые изменения во внутреннем расположении глаза.

Здесь мы не можем больше вдаваться в детали по этому вопросу. Читатель найдет их в любом трактате по физиологии.

По данному способу адаптации мы обладаем лишь неосознанными знаниями, если можно так выразиться. Когда истощаются все средства, которые обычно служат нам для определения расстояния до предмета, когда мы ничего не знаем о его действительной величине, когда ни окружающие предметы, ни воздушная перспектива не дают нам точки опоры, мы испытываем в глубине себя смутное чувство, которое предупреждает нас о том, что предмет находится далеко или близко.

Это чувство связано с природой выступающих и прячущихся цветов следующим образом: лучи с коротким периодом колебания (скоро они будут представлены) больше отклоняются от своего пути, чем лучи с продолжительным периодом колебания, когда они проходят по наклонной от одной сферы к другой.

Эти лучи быстрее сходятся в одной точке в нашем глазу, чем лучи с продолжительным периодом колебания, идущие от одной и той же световой точки. Из этого следует, что две световые точки, находящиеся на разном расстоянии от глаза, одна из которых — красная, а другая — синяя, могут испускать лучи, которые сходятся на одном расстоянии от хрусталика, при этом предполагается, что красная точка будет самой удаленной.

Здесь R — красная точка, а В — синяя точка, менее удаленная; обе они дают свое изображение на равном расстоянии от хрусталика, и, если это расстояние совпадает с расстоянием до сетчатки, то мы увидим обе цветовые точки с одинаковой четкостью за одну аккомодацию глаза. Особое состояние глаза не способно информировать нас, что обе точки, R и В, находятся на разном расстоянии.

Теперь рассмотрим точку D и предположим, что она синего цвета.

Для того чтобы получить на сетчатке четкое изображение этой точки, правый глаз должен подвергнуться небольшому изменению и приспособиться к большему расстоянию. Если нам кажется, что синяя точка В равно удалена с красной точкой R, то ясно, что синяя точка D кажется более удаленной.

Рассматривая с некоторого расстояния многоцветные витражи, образованные из красных и синих квадратиков, вставленных в черную сетку, кажется, что красные квадратики расположены ближе, чем синие, и что они выступают; черное пространство, образованное сеткой, создает эффект косой плоскости на заднем плане синего стекла. Обратный результат никогда не наблюдается.

К выступающим цветам относятся: красный, оранжевый и желтый; прячущиеся цвета принадлежат к различным категориям синего цвета; синий и фиолетовый цвета находятся между двух этих категорий; зеленый цвет выступает по отношению к синему цвету и, в частности, к ультрамариновому цвету; а по отношению к красному, оранжевому и желтому цветам зеленый цвет является прячущимся.

…Если на рельсе вы нанесете выступающий цвет, а на фон прячущийся цвет, то вы усилите эффект иллюзии; в противном случае этот эффект уменьшается… Некоторые рисунки-чертежи могут вызвать у нас впечатление рельефности, неясные и как бы видимые во сне; именно в этом впечатлении состоит то очарование, которое на нас производят эти рисунки.

Легко заметить, что прячущиеся и выступающие свойства цвета должны оказывать заметное влияние на возникновение подобных явлений, и что точное знание этих свойств предназначено для того, чтобы на этом пути оказывать важную помощь составлению цветов.

Мы не будем настаивать, но по нашей картине легко проследить применение этой теории в полном объеме: яркий красный цвет, оранжевый, желтый цвета нанесены там, где прячущийся синий цвет должен отодвинуться дальше, а зеленый — перейти на второй план; наконец, для того чтобы в верхней части приблизить синий фон, в пей отсутствуют оранжевый и красный цвета, переходящие в розовый и теряющие свою выступающую насыщенность. И дополняет ценность этой стенной живописи тот факт, что теория, помимо всего прочего, демонстрирует нам, что при искусственном освещении, восковом или масляном, искомый эффект должен быть еще более сильным, а не ослабевать.

Действительно, дополнением к вышеизложенной теории является то, что, добавляло, к насыщенности красных, оранжевых и желтых тонов, желтый цвет света становится более ярким, и поскольку желтый цвет не принимается синим цветом, который отталкивает его, то синий цвет становится более темным.