Отдельные элементы

Примитивный стиль

Примитивный стильНазвание примитивный стиль, то есть стиль, который предшествовал любой концепции сложившегося искусства, в действительности относится только к тем примерам, которые выражают в определенном смысле инстинктивные концепции народностей Океании или Центральной Африки и которые применимы к украшению повседневных предметов. Кроме того, мы полагаем, что к общему обзору инстинктивных украшений мы должны приложить отдельные монохромные фрагменты, сделанные насечкой, или резные, дополняющие их наивный облик. Крайняя строгость цветовых средств, которыми так легко злоупотребить, выявлена в них не менее, чем композиция рисунка.

Этот стиль, рассматриваемый в качестве примитивного, представляет тем не менее определенную ценность, поскольку без помощи коллектива и знания высших правил в нем с самого начала утверждается потребность в порядке, симметрии, гармонии в сочетании с композициями, надо сказать, менее обширными, но уже очень характерными, и с продуманной цветовой гаммой. Нигде мы не встретим следов более активного применения черного цвета, где изолирующий принцип белого контура оказывает мощную поддержку ярко-красному фону, к которому так часто стремились утонченные азиатские мастера цвета.

Если в ряду этих изделий, которые демонстрируют все характерные черты примитивного стиля, мы сопоставили различные образцы, заимствованные у перуанской или мексиканской орнаментации, принадлежащие к более развитому стилю, то это, с одной стороны, потому, что размеры нашего альбома не позволили выделить особое место этим малоизвестным искусствам. С другой стороны, это сделано потому, что нам для выявления различий стилей показалось интересным сравнить результаты индивидуальных усилий, сделанных, в частности, дикими народностями, в тех проявлениях, в которых уже чувствуется влияние архитектуры, обеспечивающее единство характерных черт.

Несомненно, образцы мексиканской живописи, имеют малопривлекательный колорит; однако, при всем примитивизме цветовой гаммы, замыслы этих изображений обладают определенной ценностью и исходят из возвышенных принципов, из которых возникают стили и которые могла породить лишь архитектура.

Прототипами этих стилей являются нс имеющие возраста памятники Юкатана и Мексики, напоминающие памятники Египта, Индии, Японии, но особенно памятники, сооруженные ассирийцами. Между появлением примитивного стиля, возникшего в результате индивидуального поиска, и установлением архитектурных правил, прошел период его вызревания, который мы никоим образом не можем ни измерить, ни проследить.

Для нас достоверная история не начинается даже с самых древних памятников архитектуры; нам не известны те цивилизации, которые их воздвигли, а то, что могло остаться от предшествующих веков, еще не имеет практической пользы. В том смешанном состоянии, в котором сегодня на поверхности земного шара встречаются крупные человеческие; расы, — говорит Виоле-ле Дюк. Кожа, обшитая сутажом (современный мексиканский декор.

Лувр) (Американские города и развалины), — трудно различить первичные склонности каждой из них. К сожалению, это очевидно; тем не менее с помощью Зиглера можно, не вдаваясь в изучение особых доисторических склонностей, рассматривать керамику в качестве того элемента, который вдохновил на создание формы архитектурных чертежей. Аналогия принципов та же самая, а человек научился обращаться с глиной для изготовления посуды прежде, чем с деревом или камнем для сооружения памятников.

Следовательно, плодотворные принципы идеализации или генерализации природных форм, от которых так много почерпнули архитектура и орнамент, прежде всего, относятся к керамике.

Детали памятников из Аксмала (Юкатан) (из книги Гайябо Древние и современные памятники.

— Париж, издательство Фирмэн-Дидо)

Читайте так же:

Комментарии запрещены.