Дизайн-студия "UA.Star"

Дизайн-студия "UA.Star"

Авангард дизайнерских решений. Орнамент в интерьере. Идеи. Решения. Дизайн.

Гобелены: бордюры и угловые секторы

Гобелены: бордюры и угловые секторыПасторальная композиция «Триумф Помоны» (эскиз Буше, гравер Шарль-Никола Кошен), представляющая гравюру большого формата, полуметровой высоты, сохранила характер импровизации: это заметно по неидентичному декору верхних углов, что продиктовано необходимостью оставить больше места для изогнутого орнаментального элемента, как бы висящего в воздухе над фигуративной композицией. Кошен, родившийся в 1715 году, был сыном гравера. Несмотря на профессиональную подготовку, эта первая, наиболее зрелая его работа выполнена лишь в 1735 году, в то время как Буше был уже в самом зените славы.

(Ему лишь перевалило за двадцать, когда он получил первую премию Французской Академии в 1724 году.) Не исключено, что Буше сделал этот эскиз задолго до 1735 года: композиционное решение показывает, что для достижения своих излюбленных декоративных успехов художник пользовался исключительно мотивами, заимствованными у других художников.

Можно, конечно, сказать, что такова уж была привычка Буше, но в представленном эскизе не видно даже поползновений слить эти мотивы в единое целое: нисколько не заботясь о гармонии, он просто включает их в композицию.

Буше работал над эскизом в период утверждения стиля Людовика XVI и, будучи еще начинающим орнаменталистом, стал одним из ярких его выразителей.

Бордюры гобеленов XVIII века в основном имитировали резные позолоченные рамы. По существу, мотивы, заполняющие угловые секторы бордюров, давали возможность избавиться от прямых линий, и асимметричные их изгибы как бы прорывались в центральное поле.

Другой тип рамы, с фестончатым внутренним краем, дает возможность орнаментальному мотиву слиться с композицией центральной части. Подобная схема особенно соответствует вертикальным гобеленам (например, дверным портьерам).

Мотив подтверждает подобный эффект, пышный и изящный одновременно.