Отдельные элементы

Фрески и мозаики, IX-XII века Книжный декор

Фрески и мозаики, IX-XII века Книжный декорМотивы из греческой рукописи Четвероевангелие, Деяния св. Апостолов и Послании, иллюминированной в Малой Азии ок. 800 года. Нанесенный красками прямо па пергамент или на золотой фон, книжный декор имеет нечто общее с четкой древнегреческой орнаментальной системой, и рациональное развитие извивающихся растительных элементов часто отличается от аналогичного декора древнегреческих ваз лишь видами цветов и плодов. Вызывая в памяти индийский декор, повторение одного и того же мотива (иногда очень мелкого) на всей пли части поверхности было очень распространенным художественным приемом того времени, и орнаменталисты проявляли исключительное умение избегать ненужной игры концентрических линий, что подтверждают мотивы 2, 3, а также крути и полукруги крупного мозаичного фрагмента (1). Более того, рассматривая малоформатный или крупноформатный декор, мы убеждаемся в том, что орнаментальные системы восточной и западной греческих школ во многом сходны, и можно с уверенностью сказать, что и мастер книжных заставок, и мозаичист руководствовались общепринятым принципом тактично организованной свободы рисунка и мягкого колорита.

Мастера, предпочитавшие золотые фоны, не только варьировали монохромные эффекты; на золотых мозаичных фонах, излюбленных византийскими мастерами, цветовая гамма, предназначенная для декора, была строго ограничена и в количестве цветов, и в хроматическом разнообразии. Их опыт может привлечь внимание современных дизайнеров.

Огромная мозаика на своде придела в базилике Св. Марка (Венеция), построенной в IX веке. В свете того, что говорилось об основных чертах декоративного стиля греческой школы, следует подчеркнуть важность этого образна, выполненного в византийском стиле, более строгом, чем стиль восточной школы.

Своей сдержанностью эта мозаика превосходит даже античный декор; Бордюр в виде портика, обрамляющий текст в рукописи из Грепобльекой библиотеки, иллюминированной в X веке, возможно, в Ломбардии, под воздействием греческого стиля.

Рукопись приписывается греко-ломбардской школе (650-1100); Ленточные переплетения па полях, представляющие прямоугольные изгибы греческого меандра. Эти замысловатые варианты классического мотива встречаются в немецкой рукописи, датируемой первой половиной XII века (так называемого Евангелия Луи-Ссзара де ла Бом ле Блан, герцога де Лавальера); Мотив в стиле нормандской школы XII века.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.