Картуши и нашли широкое применение к декоративном искусстве и Японии, и Китая, произвольно располагаясь среди орнаментальных мотивов, которые они туг же оттесняли на задний план. Разнообразие форм н расцветок картушем оживляло монотонность фонового узора.
Однако японцы, подобно европейским картографам, пользовались ими и для украшения географических карт. Как видно на примерах, японские картуши имели гладкую поверхность и очерчивались одной линией.
Зато формы были самого фантастического свойства.
В самом деле, не странно ли, что, в противовес логике незатейливого свитка (самая примитивная форма картуша), мастер придает им форму бабочки с расправленными крыльями и даже с усиками или силуэта сидящей на ветке птицы? Более скромные картуши представляют растительные формы, лист кувшинки или гарду меча.
Наиболее часто встречается картуш в форме сложенного или раскрытого веера.
Также популярны простые геометрические формы.
Как правило, декор картуша — обычно это пейзаж — совершенно не связан с его формой.
Если изображается человеческое лицо, кажется, оно выглядывает из замочной скважины.
Лица, мужские и женские, обычно карикатурны. Короче, определяющей характеристикой этого эксцентричного жанра в руках японских умельцев является целостность декора.
Симметричные или произвольной формы картуши производят впечатление чего-то легковесного, подвижного — вроде древесной стружки. Это их огромное достоинство; кроме того, многообразие очертаний становится необходимостью, если иметь в виду применение картушей: часто их помещают па лакированной деревянной поверхности украшаемого предмета, чтобы нарушить цветовое однообразие фона.