Дизайн-студия "UA.Star"

Дизайн-студия "UA.Star"

Авангард дизайнерских решений. Орнамент в интерьере. Идеи. Решения. Дизайн.

Гобелены и книжный декор

Гобелены и книжный декорГобелены в конце XVII и начале XVIII века относились, скорее, к предметам обстановки, составляя часть убранства жилых помещений в зимнее время; летом их сменяли шелковые драпировки. В пышных королевских дворцах они служили портьерами. На четырех дверях спальных покоев Людовика XIV в Версале висели портьеры, затканные сценами из «Времен года».

В этой почти архитектонической фигуративной композиции воображение художника, скованное доселе законами симметрии, наконец-то вырвалось на свободу.

Этого оказалось достаточно, чтобы овладеть архитектурными принципами, с которыми в то время был знаком всякий художник-профессионал, но в его руках они превратились в некую игру.

Изящные структурные элементы походят на резную деревянную рамку, окаймлявшую шпалеру, — рамку такого типа очень любил французский орнаменталист Жан Верен Старший.

В нашем гобелене, однако, они трактованы, как и вся береновская конструкция, с деликатным изяществом, напоминающим о школе Клода Жилло, учителя Ватто.

Рука Жилло чувствуется и в типах фигур, и в более свободной трактовке декора, не столь характерной для шпалер по эскизам Берена.

Об этом можно судить по красивой, устойчивой группе в центральном поле, противопоставленной относительно зыбкому обрамлению; в то же время смело решенный фон ставит работу художника-декоратора классом выше береновской.

Такие роскошные шпалеры ткались из шерсти и шелка, с включением золотых и серебряных нитей. Среди имен мастеров фигурирует имя Жерара Одрана.

Инициал выписан золотом на фоне синего монохромного пейзажа (монохромные пейзажи обычно исполнялись в синем, пурпурно-красном и зеленоватом топах или в цвете сиены жженой). Сердцевина небольшого круглого картуша заполнена гербом с епископскими эмблемами.