Дизайн-студия "UA.Star"

Дизайн-студия "UA.Star"

Авангард дизайнерских решений. Орнамент в интерьере. Идеи. Решения. Дизайн.

Искусство Египта и Ассирии

Искусство Египта и АссирииИскусство Египта. Историю искусства древних народов мы начинаем с Египта.

Рассматриваем ли мы искусство Древнего Египта, служившего точкой соприкосновения семитской, эфиопской и берберской рас, как искусство, обобщившее начинания предшествовавших цивилизаций и оставшееся для нас практически неизвестным, либо мы рассматриваем его как место происхождения греческого, этрусского и греко-римского искусства, то есть в качестве высочайшего источника великой классической традиции, в наших глазах оно достойно двойного уважения по причине своей древности и своих высоких заслуг.

Цветовая гамма состоит из плоских тонов, без теней, которые используются в условной манере, как и сами формы; в примечании к иллюстрации вы найдете перечисление тонов египетской палитры. Почти все изделия, которые служат предметом этой орнаментации, являются не чем иным, как символами.

Вот как М. Жакмар в своей книге Чудеса керамики объясняет большинство изображений, которые мы находим па двух наших иллюстрациях: Легко показать ту важную роль, которую играет растение, встречаемое памп во всех восточных теориях. Обожествленный Лотос — это дань уважения, отданная благодатному воздействию воды и солнца на уснувшую землю; это — символизация годичной эволюции времен года, которые заставляют сменяться поколения и приносят жизнь туда, где, казалось бы, царствует неподвижность смерти.

Само солнце является объектом непосредственного поклонения, формы которого священнослужители с удовольствием разнообразили для того, чтобы лучше проникать в массы. Каяедому известен этот крылатый диск, под которым изобраяены две змеи Уреуса, являющиеся царскими символами Верхнего и Нижнего Египта; это — солнце в своей материальной форме, такое, каким оно изображено на пороге храмов, на погребальных и культовых сооружениях, и даже на одежде священнослужителей и царей; это то солнце, к которому обращены пылкие и поэтические мольбы, как, например, следующая: Хвала тебе, Ра, в твоем утреннем свете, Тмон, в твоем закате…

ты светишь, ты сияешь, являясь властителем Богов. Однако существует иное изобраяение солнца, которое требует пояснения.

В наших деревнях существует насекомое, на которое каждый смотрит с отвращением, это — жук-навозник… Итак, если египтяне в качестве предмета для обожествления избрали столь отвратительное существо, это означает то, что они открыли в его поведении замечательную черту.

Действительно, когда вы наблюдаете за движениями этого насекомого на песчаном берегу, вы видите, как оно проникает в испражнения животных, выбирает среди них подходящую массу, из которой вылепляет шарик после того, как отложит в нее яйцо, а затем таскает его за собой в задних лапках до тех пор, пока его поверхность не затвердеет под воздействием тепла; тогда оно зарывает в землю этот шарик, внутри которого происходит зарождение и преобразование личинки, из которой позднее появится совершенное насекомое, чтобы в свою очередь выполнить различные акты по воспроизводству.

Египтянам казалось, что жук-навозник немного повторяет творение Создателя; шарик из фекалий, содержащий яйцо, олицетворяет собой землю, оживляемую ростком жизни и претерпевающую естественную эволюцию под воздействием тепла.

В этом чувствуется сравнение между Создателем и осуществленным творением, и этого сравнения было достаточно, чтобы возвести скромное насекомое в ранг самого великого из Богов. К этим символическим изображениям египтяне часто прилагали знаки своих иероглифов.

Следовательно, письменность была для них средством орнаментации, приемом, которым греки, похоже, пренебрегали, но из которого персы, арабы и мавры смогли взять самое лучшее.

Что касается применения орнамента у египтян, то следующее высказывание Шампольона-Фияака даст вам представление о его повсеместности: Искусство Ассирии. Ассирийская орнаментация, принадлежит, по меньшем мере, к второстепенному периоду и, как мы отмечаем в нашем кратком предисловии, могла получить название скифо-ассирийской орнаментации; она возникла после завоевания первоначального Вавилона, искусство которого должно было произойти из иидо-бактрийского источника и которое представлено в Иране в виде памятников, детали которых нам не известны..

Похоже, что никакие правила, никакие предписания школ не мешают разнообразию форм, в которых проявилось больше причуд, чем пропорций. Чувствуется, что египетские мастера, призванные преемниками Камбиза, теряли свое мастерство по мере удаления от тех мест, где они получили свое образование, которое само уже подверглось относительному упадку, и что они лишь отчасти являлись экспортерами этого мастерства.

Используемый при орнаментации дворцов, а не храмов, египетский символизм не имел того же священного значения на новых землях; и перед лицом чужеземной цивилизации от него сохранились лишь остатки.