Отдельные элементы

Узлы, углы, бордюры, фоновые мотивы

Узлы, углы, бордюры, фоновые мотивыЭто седьмая таблица в серии, посвященной древнерусскому декоративному искусству. Несмотря на типовые различия, всем представленным образцам свойственно определенное единство.

Фоновые орнаментальные переплетения имеют вид логичных формообразующих соединений, необходимых для создания подлинной композиционной цельности, — например деревянной постройки с ажурной резьбой, одного из излюбленных видов декора резчика по дереву.

От самого строителя орнаменталиста зависело, как достичь стилистического единства с помощью стилистических изменений; это тем более знаменательно, поскольку, в силу своего географического положения, древнерусским мастерам приходилось выбирать между двумя основными течениями культурного влияния, которые если и не были полностью несовместимы, то во многих отношениях были различными.

Каково бы ни было влияние малоазийской орнаментики, декор древнерусских золотых и серебряных изделий нисколько не напоминает ни декор персидской керамики, ни традиционные индийские изолированные мотивы; древнерусскому декору не свойственны ни асимметричные растительные завитки перегородчатых эмалей китайских и японских мастеров, ни тем более их разбросанные цветочные мотивы на фарфоре и лакированных изделиях. Перенимая орнаментальные схемы (подобные воспроизведенным в таблице), компоненты которых дают иллюзию резного дерева, привычного и любимого декора XVI-XVII веков, древнерусские мастера действовали сообразно национальной интуиции, несмотря на то, что в результате их самобытный стиль в продолжение трех столетий претерпел прискорбные метаморфозы.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.