Дизайн-студия "UA.Star"

Дизайн-студия "UA.Star"

Авангард дизайнерских решений. Орнамент в интерьере. Идеи. Решения. Дизайн.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптураВ то время когда живопись и скульптура более или менее объединены смыслом и логикой сюжета или точным подражанием и воспроизведением естественных предметов, когда архитектура должна считаться с большим количеством требований, касающихся прочности, назначения здания, соотношения внешнего вида с внутренним устройством, орнаментация, и в особенности интересующая нас орнаментация цветных поверхностей, переходит, но всей видимости, в более скромную сферу действий, где, однако, царит большая свобода. Ей дано множество средств, множество путей открыто перед ней, чтобы достичь тех пропорций и гармонии, которые порождают чувство прекрасного.

Если она сможет позаимствовать у других искусств их различные приемы: у архитектуры — ее общие формы и интерес, проявляемый к повторам, у скульптуры — мощь ее пластичных рельефов, у живописи — привлекательность сюжетов и очарование природного колорита, — она сможет найти в них неисчислимые ресурсы, не покидая своей сферы. От самых простых геометрических фигур, таких как квадрат, ромб, треугольник, повторения и встречного расположения которых часто бывает достаточно для того, чтобы сформировать интересный ансамбль, до самых изощренных и сложных плетеных узоров, до самых своенравных арабесок, до тех химерических замыслов, в которых переплелись линии, цветы, животные, сам человеческий облик, — какое широкое поле деятельности простирается перед мастером орнаментов, хозяином этого фантастического и прекрасного мира, который считается не с природным порядком вещей, а лишь со своим воображением!

Какая бы это была соблазнительная и даже обманчивая свобода, если бы эти сознательные капризы не управлялись вкусом и не приводили бы к результату, который независимо от использованных средств должен быть выражен как в гармонии формы, так и в гармонии цвета!

Таким образом, основными характерными чертами орнаментации являются множество вариантов ее применения, разнообразие и почти неограниченная свобода в выборе средств.

Однако, как мы говорили в начале, именно по этой причине очень трудно установить ее правила иначе, чем опытным путем, и априори составить Кодекс орнаментов. Однако наш замысел был иным, и в этом коротком предисловии мы, на основе историко-хронологического анализа различных стилей, используемых в сюжетах наших иллюстраций, сделаем попытку дать объяснение побудительных причин возникновения этих стилей, понять их приемы и таким образом предоставить тем, кому это потребуется, средства для просвещенного суждения и воспроизведения или же, что будет еще лучше, для плодотворного применения.

Руководствуясь этими соображениями, мы приведем в начале данного исторического исследования лишь краткие предварительные рассуждения, которые способны осветить весь процесс и предоставить составные элементы для заключения, которое в конечном итоге сделает сам читатель. Существуют три средства для создания орнаментов: набросок, или рисунок, цвет и рельефность.

При помощи этих средств, два первых из которых занимают нас более всего, художник может добиться самых разнообразных проявлений своего мастерства, которые, однако, полностью входят в три следующие категории: 1. Придумывание мотивов, которые по замыслу являются чистым воображением и не свойственны природным творениям; 2. Условное изображение реальных предметов, выражаемое только в основных характерных чертах и в обобщенной форме; 3. Подражательное изображение предметов, сделанное с видимостью реальности средствами рисунка и цвета.

Первый прием ничего не заимствовал у подражательных видов искусства и в определенной степени присущ всем стилям и всем эпохам.

Линейные и геометрические комбинации (плетеные узоры, меандры, розетки), которые являются их примитивным выражением, отвечают способностям человеческого мозга к порядку и к чувству меры; являясь непосредственным продуктом чистого воображения, они создают то, чего не существовало. Этот жанр занимает большее место в искусстве не только отдельных народов, таких, например, как арабы или англосаксы, можно утверждать, что он не обошел никого.

В открытой или завуалированной форме геометрический метод служит основанием для большинства орнаментальных композиций.

Второй прием — условное изображение, который является связующим звеном между двумя другими и который часто путают с первым приемом, приближается к нему в сфере творческого вымысла своей способностью к идеализации, то есть к абстрактному обобщению в форме общих прообразов, образцов, заимствованных им у природы, чтобы присвоить их себе.

Именно благодаря этому идеализированному воспроизведению художник, по счастливому выражению Шарля Бланка, вступает в величие всемирной жизни, и именно от этого жанра следует ожидать появления орнаментов самого высокого стиля, поскольку, как прекрасно сказал автор Грамматики искусства рисунка, стиль является отпечатком человеческой мысли в природе. Что касается чисто подражательного изображения, то именно приближаясь к современному периоду, мы чаще встречаемся с использованием этого живописного метода, который в большей степени применим для верности передачи изображаемого объекта с его индивидуальными особенностями, для его выражения со всеми случайными модификациями, выступами, оттенками, одним словом, со всеми его отличительными свойствами и в его полном выражении.

Зародившись в результате усиления роли живописи в традиционных видах искусства и прогресса мастерства художников, этот метод, дающий менее строгие и более изящные результаты, чем два других метода, прекрасно отвечал утонченным и излишне элегантным вкусам развитой цивилизации. Частое использование подражательной живописи вдохновило искусных мастеров на создание чудесных узоров, которые прославили современное искусство и, в частности, наше французское искусство семнадцатого и восемнадцатого веков.

Однако это не обошлось без некоторых злоупотреблений и некоторого ущерба для отдельных видов промышленного искусства (таких, как керамика, роспись па стекле, ковроткачество и т. д.), которые только бы выиграли, если бы вернулись к более простым и более декоративным методам.

В завершение скажем, что использование цвета в орнаменте близко связано с применением одного и другого методов, которые мы только что изложили.

Там, где изображение предметов является идеальным или условным, цвет также является условным, а мастер орнамента остается хозяином своей палитры. В этом случае строгость рисунка компенсируется свободой цветовой гаммы, то есть преимуществом выбора и использования цвета по своему усмотрению, без заботы о сходстве и правдоподобии и следуя лишь законам гармонии соотношений.

Такой путь всегда открыт для созидания и самобытности, и люди с Востока никогда не сворачивали с него и добились на нем несравненного опыта. Иначе говоря, через призму истории различных эпох в искусстве мы проследим за применением различных методов, суть которых мы попытались определить.