Отдельные элементы

Декор как конструкция обрамления, картуши, флероны

Декор как конструкция обрамления, картуши, флероныПодобный тип декора родился из тонко выполненной столярной работы. Он логически сконструирован, несмотря на то, что его дополняют растительные мотивы, побеги, гирлянды, цветочные букеты, плоды, ленты, трофеи и атрибуты, рептилии и моллюски, животные и даже человеческие фигуры, не говоря уже о разнообразных арабесках и драпировках. Словом, этот тип декора, где каждый элемент составляет самодостаточную единицу, имеет чисто европейский характер.

Его популярность совпала с распространением итальянского Ренессанса во Франции, хотя характер наших хрупких структур не имеет ничего общего с античностью. В особенности же картуш представляет орнаментальный ресурс, которого не знали древние.

В течение первой половины XVI века школа Фонтенбло снабжала страну, и главным образом лиможских эмальеров, моделями картушей с концами, закручивающимися в волюты. Однако под влиянием итальянской школы, которая получила импульс из Германии, этот жанр сделал большие успехи в Европе, всё больше и больше принимая характер столярной работы.

В конце XVI и начале XVII века мастера Франции, Германии и Фландрии соперничали в попытках видоизменить примитивные типы картушей таким образом, чтобы придать им другой внешний вид, новую пышность и новое изящество, не забывая, разумеется, об основном декоративном принципе.

Бесчисленное количество вариантов картушей дошло до нас главным образом в гравюрных листах. Живописцы, скульпторы (особенно резчики по дереву) и золотых дел мастера повсеместно применяли этот вид орнамента.

Гравюры, обычно служившие образцами для всех мастеров, давали богатый материал для создания картушей; оттуда и почерпнута большая часть наших мотивов.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.