Отдельные элементы

Флорентийская школа

Флорентийская школаПять вертикальных бордюров из рукописи Марчиано Капеллы («Брак Меркурия и Филологии» и «Семь свободных искусств»), как и весь декор этой рукописи, выполнены знаменитым флорентийским миниатюристом Аттаванте. В XV веке итальянские миниатюристы сильно отличались от живописцев; если даже порой они превосходили их совершенством работы, специализация миниатюристов была очень узкой. На их фоне особенно выделялся Аттаванте, который своими руками превращал второстепенное декоративное искусство в великое (правда, малоформатное).

В Италии XV века, где бесконечно переписывались сочинения античных авторов, появилась надобность в миниатюристах, которые отказались бы от изобразительного ряда средневекового иллюминатора — натуралистически выполненных растительных мотивов и растительной «решетки» позднеготического периода, — чтобы создать подлинно гармоничное обрамление для классических или инспирированных классической литературой текстов с помощью изящных арабесок, чистота, ясность и уравновешенность которых стали сутью нового стиля.

Флорентийские миниатюристы первыми отдали дань классическому влиянию, включая в бордюры такие декоративные элементы, как драгоценности, монеты, интальи, камеи и обнаженные мифологические фигуры. В рукописях, подобных труду Марчиано Капеллы, где Олимпия изображена во флорентийском платье, анахронизмы одежды стали еще одним мощным источником орнаментального великолепия.

Особенно это заметно в пятом вертикальном бордюре, где красивые растительные волюты в технике гризайли на золотом фоне оживляются полихромными фигурами в медальонах. Черпая вдохновение в шедеврах античной скульптуры, которую он мог изучать в собрании Медичи, Аттаванте боролся скорее за чистоту линий, нежели за зрительный эффект.

Его сугубо аттическое изящество и пыл выказывают большее тяготение к древнегреческому искусству, нежели к древнеримскому.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.