Отдельные элементы

Новый компонент

Новый компонентВоспроизведенные страница и части орнаментального бордюра взяты из рукописи «Жизнеописания герцогов Урбино». Роскошный декор сочетает два, по сути, несопоставимых элемента.

С одной стороны, иллюминатор рукописи, создавая растительную «решетку» и располагая вертикально свои гротескные орнаменты, руководствовался искусством античного Рима, каким изучал его Рафаэль в термах императора Тита и барельефах Траянской колонны и каким его интерпретировал Джованни да Удино, украшая фресками виллу Фарнезина. С другой стороны, мы находим в этом декоре то, чего не дано было знать античному орнаменталисту.

Конструкции, самостоятельные или в сочетании с другими, образуют особый композиционный элемент, который под названием «картуш» занимал такое значительное место в архитектурном и живописном декоре Высокого и Позднего Возрождения.

Этот совершенно новый компонент, давший превосходный базис для растительной «решетки», наложил неподражаемый отпечаток па европейское орнаментальное искусство, и по характеру картушей очень просто датировать декор, начиная с XVII века.

Трудно определить происхождение резного деревянного картуша, представленного в таблице.

Можно сказать одно: он сделан не в Италии.

Не исключено, что работа принадлежит немецким или фламандским резчикам по дереву, которые так эффектно обрабатывали его завитками. Начиная е XVI века в Италии постоянно работали иноземные мастера, и среди знаменитостей при дворе великого Федериго да Монтефельтро в Урбино (если взять только один пример) можно назвать Юстуса Гентского (Йоса ван Гейта), «чей фламандский реализм ценился не меньше его колорита», и еще одного мастера (в том случае, если это разные мастера), известного под именем «Юстус из Германии».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.