Отдельные элементы

Романский стиль, XI-XII века

Романский стиль, XI-XII векаОрнаментальные мотивы почерпнуты из двух рукописных книг. Одна из них — Комментарии Беата к Апокалипсису, напечатанная в половину листа, воспроизводит в увеличенном виде миниатюры из другой старинной рукописи (возможно, VIII века).

Второй манускрипт — Евангелие того же формата, богато иллюминованное, с широкой шкалой орнаментики, характерной для архитектуры и живописи XI-XII веков. Евангелие было создано в скриптории аббатства Люксёй (Верхняя Сона), знаменитого монастыря, основанного св. Колумбаном.

Каждое из четырех Евангелий открывается страницей, окрашенной в пурпурный или синий цвета и расписанной, в стиле декора шелковых тканей того времени, фантастическими животными.

Эти цветные страницы как бы предваряют появление вкрапленных в текст миниатюр.

Тогда было принято отделять одно Евангелие от другого куском шелка или листом тонкого пергамента с миниатюрами, выполненными в стиле гобеленного декора. Орнаментика принадлежит романскому стилю, то есть византийскому.

Энергичные линии глубоко изрезанных листьев и сочетание натуралистических и фантастических форм представляют заключительную метаморфозу классической орнаментики; они по-прежнему тяготеют к архитектуре, и в частности — к декору круглой арки. Однако лишь в XIII веке имитация местной флоры, трилистников четырехлопастных розеток и завитков епископских посохов решительно сменяется готическими принципами декора.

Мотивы находятся в Комментариях Беата; остальные — в Люксёйском Евангелии.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.