Отдельные элементы

Драгоценные европейские ткани в восточном вкусе

Драгоценные европейские ткани в восточном вкусеВверху — фрагмент шелковой парчи XV века, изображенной на картине Марчиате Марко (Галерея Кантарини, Венеция). Тканый декор на белом атласном фоне напоминает орнаментику периода Великих Моголов: вьющиеся растительные мотивы заставляют вспомнить искусные орнаментальные композиции на персидских изразцах; однако флора — в большинстве случаев индийского происхождения.

Эта ткань с приглушенно-сияющим узором, непрерывным без монотонности, со слегка оживленным цветом, принадлежит к восхитительным образцам шелковой парчи, известной в Средние века как sarcinel или sarmziiies (сарацин).

Выполненные в Европе ткани существенно отличаются от тех, что были привезены с Востока непосредственно в средневековую Венецию, поддерживавшую тесные связи с ближневосточными странами, ткацкие фабрики которых снабжали всю Европу.

Из трех фрагментов, расположенных в нижней части, средний заимствован из картины Джотто в галерее Уффици (Флоренция) и представляет часть одежды духовного лица. Декор византийского типа выткан золотыми и серебряными нитями по черному и красному бархату.

Надпись вышита серебром.

Мотив пальметты имеет символическое значение: пальмовым венком награждали того, кто сумел преодолеть все испытания п остаться верным Господу.

В Средние века облачения духовных лиц часто украшались надписями на латинском языке; надписи на греческом встречались peace. Фрагменты по обе стороны центрального мотива взяты из картин итальянских примитивистов первой половины XV века (Флорентийская Академия художеств).

Красный бархат, шитый золотыми нитями (слева), украшен стилизованным цветочным узором. Растительные и зооморфные элементы составляют непрерывную сложную композицию па зеленом бархате, также затканном золотом (справа).

Все еще ощущается восточный, византийский привкус, хотя стилистически декор уже принадлежит переходному периоду. До самой середины XIV века все картины и фрески с изображением тканей демонстрируют византийский стиль, проявляющийся в симметричном расположении геометрических орнаментов, звезд, флеронов и ромбов.

В девяти случаях из десяти основными цветами, кроме золотого, были пунцовый, то есть пурпурный цвет античности, или насыщенный светло-зеленый (веронез). В динамичных позах петухов мы видим зарождение новой декоративной тенденции, возвещающей начало реалистической трактовки изображаемого.

Этот узор украшает одежду персонажа картины: в раннехристианской символике, свойственной росписям римских катакомб, два петуха в геральдической позе означали аллегорию битвы за веру и мученичество. Итальянские примитивисты еще принадлежали к тем живописцам, которые прибегали к декору как художественному языку.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.