Маргинальные украшения Украшения на полях рукописи подходят к прекрасному рукописному экземпляру поэм Саади (каллиграф — Шамс, орнаменталист — Мир-Имад), выполненному Ширазе в 1198 году (589 год хиджры), во время правления шаха Аббаса I. Саади, уроженец Шираза, доживший до 102 лет, был одним из величайших персидских поэтов. Это у него французский баснописец Лафонтен позаимствовал тему басни Кузнечик и муравей, хотя у Саади был не кузнечик, а соловей.
Представленные орнаменты, легкие и изящные, говорят о том, что их автором был не какой-нибудь ремесленник. Каждый мотив представляет логически законченную композицию, напоминающую драгоценное украшение с эмалевой отделкой.
Крупные изящные завитки узора умело распределены таким образом, чтобы уравновесить интенсивность цветового фона, виднеющегося в промежутках между ними.
В то же время заполненные цветочным узором участки, образуемые пересекающимися линиями, увеличивают богатство декора, не лишая его легкости.
В двух представленных мотивах растительные декоры развернуты в одной плоскости.
Два других примера представляют двойную плетенку того типа, что мы видели, то есть растительную плетенку, перекрытую сеткой клубящихся струек дыма.
Она трактована в духе полихромией перегородчатой эмали с преобладанием красивого синего цвета — ляпис-лазури, которую Персия поставляла во все страны мира. Религиозный запрет на изображение людей, животных, насекомых и даже естественных природных форм нс повлиял, разумеется, па способность художника с талантом Мир-Имада вызывать у зрителя волнение и возвышенные чувства.
Подлинные мастера всегда найдут способ заставить материал отражать их внутренний мир.