Отдельные элементы

Крупноформатный декор

Крупноформатный декорЭта настенная шпалера — одна из цикла, подаренного, по легенде, королю Франции Людовику XIV Иаковом II, королем Англии. По всей вероятности, шпалеры были вытканы в Мортлейке вскоре после Реставрации (1660), хотя вполне возможно, что работа над ними началась еще в то время, когда Карл I (тогда еще принц Уэльский) основал гобеленовую фабрику в Мортлейке, где ткачи работали по собственным картонам над повторением рафаэлевских «Деяний апостолов» (брюссельские ткачи во главе с Питером ван дер Альстом перевели картоны Рафаэля в гобелены для папы Льва X, хранящиеся в Ватикане).

Эти шпалеры, вытканные на готлиссном станке шелковыми, шерстяными, золотыми и серебряными нитями, были больших размеров; разной формой они обязаны расположению сцен на картоне, воспроизводившихся с максимальной точностью.

Рафаэлевская сцена из Нового Завета — «Чудо на Тивериадском озере» — расположена горизонтально, в то время как воспроизведенная в таблице шпалера близка к квадрату. Судя по характеру бордюра всего цикла, он сохранил черты прототипа и стилистически принадлежит к периоду правления Людовика XIII.

Орнаменталист превратил каждый бордюр в нечто вроде комментария к главной сцене. Ему удалось добиться великолепной живописности: палитра демонстрирует светло-розовые тона, серебристые блики и свежие, сияющие оттенки.

Шпалера воспроизводится целиком, поскольку невозможно оценить бордюр без центральной сцены.

Хотелось бы отметить, что картоны, имевшие такое большое значение в истории декоративного искусства, самими мастерами воспроизводились очень произвольно. Колорит намечался лишь в общих чертах, предоставляя ткачу свободу и инициативу для творчества.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.