Дизайн-студия "UA.Star"

Дизайн-студия "UA.Star"

Авангард дизайнерских решений. Орнамент в интерьере. Идеи. Решения. Дизайн.

Византийское искусство

Византийское искусствоМногоцветный византийский орнамент с простыми силуэтами и разумным построением, в котором пространство исходною фона значительно свободное, чем у азиатских мастеров, всегда дает отдых глазам, которые останавливаются на нем. Вязь орнамента улучшена, а растительные темы соответствуют законам природы. Впрочем, в этом жанре существует множество вариантов орнаментов, а в результате слияния двух самобытных искусств в них чувствуется наличие индивидуальных ресурсов и знание всех стилей.

То нам встречаются фоновые орнаменты, бордюры, составленные в индийской манере, в которых присутствуют лишь цветочные орнаменты, используемые индийскими мастерами; это является повторением той единственной манеры исполнения, которая при непосредственном положении умеет воспроизводить самые богатые ощущения полноты.

То, наряду с регулярностью повторов, являющейся правилом, византийцы применяют симметрию так, как ее понимали греки, то есть выполненную в форме равновесия сил, а не в форме полного повтора, в наложенном или перевернутом виде. Геометрические компоновки византийцев относятся к ряду наиболее искусных и особенно выделяются в мозаиках, в которых они сумели победить монотонность путем создания точно задуманных переплетений.

Они, как правило, основываются на сочетании прямой линии и экера. Византийские мозаики геометрического стиля отличаются от латинских мозаик именно этой конструкцией, являющейся неотъемлемой частью их деталей.

У латинян конструкция носит, как правило, внешний характер, то есть она выстроена с помощью архитектурных линий, внесенных в мозаику, которая выполняет функцию каменного переплета готического окна, созданного при помощи простого квадрата или треугольника, взятого из элементарного маркетри.

Мы приведем несколько примеров, которые помогут понять эти различия.

Эти фрагменты получены из церкви Сен-Лоран, расположенной вне городских стен в Риме; мы позаимствовали их из книги Гайябо Древние и современные памятники.

Вот что говорит о них А. Леиуар: Эти прекрасные мозаики, которые можно встретить лишь в Италии, очень трудны в исполнении, потому что они с трудом инкрустированы в мрамор и потому что геометрические рисунки, содержащиеся в них, и их небольшие размеры требуют большой точности во всех смежных деталях. Мозаики этого вида пользовались большим успехом па протяжении двенадцатого, тринадцатого и четырнадцатого веков, особенно во всех римских провинциях; а в некоторых церквах, например в церкви Орвьето, они изображены па части их фасадов; большие внутренние монастырские галереи церквей Св. Павла вне городских стен и Св. Иоанна Латранского в Риме покрыты самыми богатыми рисунками, выполненными в этом стиле…

В том же стиле оформлены восточные мостовые, которые античные авторы называли, в частности, opus alexandrinum, этот же стиль применялся в церквах Востока и Запада, начиная с первых веков христианской эпохи вплоть до середины Средних веков.

Византийский рисунок и, как следствие, его цветовая гамма носят абсолютно условный характер. Очень слабое рельефное изображение проявляется в росписях так называемых греческих рукописей и сицилийских мозаик, которые являются прямым подражанием византийскому рисунку.

С другой стороны, ему повсюду присуща насыщенность топов, которые попросту противостоят друг другу на первоначальном фоне, как везде на Востоке.

У самого византийского орнамента отсутствует символический характер, за исключением креста, который повторяется в виде множества различных изображений, более или менее удаленных от исторического типа.

Однако к нему часто примешиваются апокалипсические животные, человеческие или небесные фигуры, имеющие религиозное значение.