Отдельные элементы

Витражи с архитектоническим декором

Витражи с архитектоническим декоромВ XVI веке витражи были чрезвычайно популярны. И стилистикой, и манерой исполнения они отличались от стеклянных цветных окон XIII-XV веков.

Первые витражисты составляли большинство композиций из кусков настоящего цветного стекла, прибегая к раскраске прозрачного стекла лишь в случае обнаженных частей тела, белых драпировок и отдельных участков фона. К началу XVI века витражи исполнялись только в прозрачном стекле.

Еще в XV веке распространилось применение эмалевых росписей, и уподобление этого процесса живописи постепенно подвело к мысли добиться тех же живописных эффектов в витражных росписях. Отсюда — осветление тонов, жесткая моделировка, введение перспективы, то есть полный отказ от плоскостного декора средневековых витражистов.

Однако, несмотря на то что витражи XVI века утратили свой традиционный вид, делавший их зависимыми от архитектуры, никогда краски не были более чистыми, более сверкающими, чем в этих светлых, сияющих композициях, ибо полумрак средневековых соборов был нежелательным, да и просто вредным для гражданских зданий.

По контрасту с витражами, составленными из кусков цветного стекла, где деталь приносилась в жертву общему эффекту, витражисты, исходя из принципов итальянского Ренессанса, наделили витраж иным характером благодаря совершенным графическим и колористическим достоинствам. Бордюр, включающий королевские лилии Людовика XII и горностая Анны Бретонской; окно-«роза» (не сохранилось) в церкви Жизора, 1500-1515; Мотивы из церкви Гранд-Андели, 1520.

архитектурный мотив, красивейший след нормандского Ренессанса.

Южные боковые часовни; Мотив большого окна в южном трансепте, с применением тех же декоративных элементов, что и в несохранившемся окне жизорской церкви. Он состоит из двух мотивов, расположенных один над другим и многократно повторяющихся, образуя сходящиеся в центре лучи;

Читайте так же:

Комментарии запрещены.