Отдельные элементы

Византийская орнаментика XI век

Византийская орнаментика XI векПредлагаемые орнаменты представляют огромный интерес как с исторической, так и с художественной точки зрения. За одним лишь исключением, они происходят из самого замечательного списка евангельских текстов — Сан-Северского Апокалипсиса (Нац. библиотека, Париж). Исключение составляют флероны (вверху, в центре), заимствованные из другого греческого манускрипта.

Очень существенно, что, происходя из малоизвестных источников, эти орнаменты дают ясное представление о византийском влиянии на арабское искусство: не столь редкий феномен в то время, когда победившие цивилизации принимали и осваивали искусство побежденных ими народов.

Лиственный узор красного и желтого цвета на розовом фоне и иные растительные мотивы — характерные примеры контурных изображений и обобщенных форм, свойственных арабским орнаменталистам, которые трактовали их с исключительной свободой и простотой, включая в более сложные композиции. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО Мозаика, эмалевые растительные узоры в скалом обрамлении, вышивка Мозаики из капеллы Ла Дзиза в Палермо (Сицилия); Перегородчатые эмали в сканом обрамлении – оправа из драгоценных камней (переплет Еванжелиэра из Лувра); Мотивы фресок из монастыря Феоскепастос (нач. XVIII в.) близ Трапезунда (Турция).

На последних изображены роскошные ткани, шитые жемчугом и драгоценными камнями.

Любовь внзантийцев к великолепным тканям простиралась до того, что они шили из них не только одежду, но и обувь.

Пристрастие того времени к пышной, изящной работе заставило Иоанна Златоуста сказать, что златокузнецы и ткачи нынешние вызывают наше восхищение.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.