Отдельные элементы

Резной и расписной декор пяты свода

Резной и расписной декор пяты сводаПята свода представляет плиту, находящуюся между основанием свода и верхом стены с колоннами. Декор поднимается и разворачивается по архитектурным линиям, образуя логическую конструкцию с симметрично расположенными картушами разнообразных форм и размеров. Эта орнаментальная композиция, состоящая из лепных высоких рельефов и настоящих (или ложных) барельефов, — просто «оправа» для заключенных в ней многоцветных росписей; сдержанный колорит декора очень эффектно оттеняет живопись.

Картуши фактически представляют окна с иллюзионистскими композициями, которые словно висят в воздухе, на традиционно плотных облаках. Воспроизводится часть плафона Галереи Аполлона в Лувре.

Декор был заказан Лебрену Людовиком XIV в 1661 году, после пожара, который уничтожил первую галерею, начатую при Карле IX и законченную при Генрихе IV. И по духу, и по замыслу характер нашего декора ничуть не напоминает шумную апологию правления великого короля, давшую тему для росписи плафона в Большой галерее Версаля. Мастерство Лебрена сквозит в любой части его декора — в выборе сцен, изогнутых фигурах, гармонии орнаментальных мотивов и символических изображениях.

Напомним, что «король-солнце» избрал своим символом Аполлона, бога света и искусств, а девизом его было сияющее над всем миром солнце с надписью: Nec pluribus impar («Не уступающий и множеству»). Изображение солнца помещено в одном из двух углов октагона у левого края таблицы.

Второй угол октагона вмещает Аполлонову лиру. Каждый мотив дополняется рогом изобилия.

Лебрен разделил свод на одиннадцать главных картушей.

В центральном он намеревался изобразить Аполлона в колеснице, окруженного атрибутами солнца. В четырех ближайших к центру картушах «Времена года», «Утро» и «Вечер» предполагалось поместить в двух медальонах, а «Ночь» и «Зарю» — в двух отдаленных восьмиугольниках.

В полукуполах на противоположных концах свода должны были находиться «Пробуждение вод» и «Пробуждение земли» при первых лучах солнца. Однако в 1662 году Лебрен был назначен директором мануфактуры Гобеленов, и плафон в Галерее Аполлона оставался незавершенным до начала XIX века.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.