При всем многообразии тканей и обоев их рисунок всегда расположен в центральном поле или на основном фоне. Не касаясь подробностей качества узоров или исполнения, можно утверждать следующее: чем совершеннее закон хроматических соотношений, тем эффектнее результат.
Можно сказать, что гармония — результат разнообразия в единстве. Эти дополнительные цвета становятся посредником между основными, умеряя индивидуальное действие каждого в интересах целого.
Перед нами — пять примеров варьирования красочной шкалы, в которых тщательно исследован закон количественных соотношений, прилагаемых к их форме и цвету. В таблице — узоры подлинных тканей, выказывающие руку и опыт настоящего мастера.
Аналогичный процесс может быть приложен и к производству обоев с рисунком, и вообще ко всякому крупноформатному декору.
Этот процесс достигается наложением локальных цветов, которые затем «ахроматизируются» дополнительными цветами, дающими, если требуется, иллюзию оптической смеси в зависимости от приложенного умения. Подлинная живопись не нуждается в смешивании красок на палитре.
«Ахроматизация» требует взаимопроникновения всех цветов и оттенков в их чистом виде.